Сравнение прибыли автомобильных заводов РФ за 2024 год
Развитие российского автомобильного рынка в 2024 году сопровождалось существенными колебаниями финансовых результатов у различных автопроизводителей. В частности, на фоне сохраняющихся санкционных ограничений, повышенной ключевой ставки и изменения структуры спроса компании столкнулись как с ростом затрат, так и с необходимостью дальнейшей локализации производства. Ниже приведен обзор ключевых показателей крупнейших автомобильных заводов России за 2024 год, составленный на основе доступных данных по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) и МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), а также комментариев и сообщений от компаний.
Различие между РСБУ и МСФО
Для корректного понимания итогов финансовой деятельности важно учитывать, что компании могут публиковать отчетность одновременно по РСБУ и по МСФО. Эти системы учета отличаются по ряду критериев:
- В МСФО применяются принципы, более детально отражающие экономическую сущность сделок (например, стандарты IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями»), тогда как в РСБУ нередко применяются упрощенные правила признания.
- МСФО раскрывает больше информации о формировании себестоимости, амортизации и распределении затрат по периодам, в РСБУ многие статьи расходов могут быть отражены иначе.
- По МСФО групповые (консолидированные) показатели часто учитывают результаты всех дочерних обществ (включая совместные предприятия), тогда как по РСБУ такие данные могут публиковаться отдельно по каждой юридической единице.
Эти отличия приводят к тому, что одна и та же компания в отчетах по РСБУ и МСФО может показывать разнонаправленную динамику чистой прибыли (убытка).
ПАО «КамАЗ»: прибыль по МСФО и убыток по РСБУ
В 2024 году «КамАЗ» отчитался о разной финансовой динамике в зависимости от стандартов учета:
- По РСБУ (данные из сообщения от 7 февраля 2025 года):
- Чистый убыток составил 3,4 млрд рублей (годом ранее «КамАЗ» имел чистую прибыль в размере 11,9 млрд рублей).
- Выручка сократилась до 323,4 млрд рублей (–8,8% к предыдущему году).
- Валовая прибыль уменьшилась в 1,4 раза и составила 24,2 млрд рублей.
- Прибыль от продаж сократилась c 14,3 млрд до 909,4 млн рублей.
- Одним из немногих позитивных факторов стало увеличение доходов от участия в других организациях (с 1,9 млрд до 2,5 млрд рублей).
- По МСФО (данные, опубликованные 1 апреля 2025 года):
- Чистая прибыль составила 731 млн рублей (хотя и сократилась в 28 раз по сравнению с предыдущим отчетным периодом).
- Показатель EBITDA достиг 33,6 млрд рублей (–11,8% к предыдущему году).
- Выручка группы «КамАЗ» выросла на 6,3%, до 393,7 млрд рублей, что объясняется увеличением продаж грузовых автомобилей, автобусов и электробусов, а также ростом реализации запчастей.
- Процентные расходы компании поднялись в 2,3 раза и составили 20,7 млрд рублей, что стало одним из главных драйверов снижения чистой прибыли.
- Инвестиции в модернизацию производства сохранились на уровне 8% от выручки, несмотря на санкционное давление.
Таким образом, если в отчетности по РСБУ «КамАЗ» продемонстрировал формально убыточный результат, то в отчетности по МСФО автопроизводителю все же удалось остаться в положительной зоне прибыли. Главные причины расхождений — различия в признании статей доходов и расходов, в том числе отражение курсовых разниц, доли участия в совместных предприятиях и других корпоративных структурах в МСФО.
АО «АвтоВАЗ»: рост продаж, но нет публичных данных о прибыли
Согласно отчету на сайте https://zachestnyibiznes.ru/, по итогам 2024 года «АвтоВАЗ» сосредоточился на наращивании производства и увеличении доли рынка. Согласно официальным заявлениям:
- Продажи автомобилей Lada выросли на 30,2%, до 458 933 единиц.
- Производство увеличилось на 40,5%, до 525 525 автомобилей и машинокомплектов.
- Среднемесячный объем продаж удерживался на уровне 40 тыс. единиц, а в декабре достиг 41 496 автомобилей.
- Внушительный вклад в динамику внес перезапуск модели Lada Largus.
Однако о финансовой результативности за 2024 год в открытых источниках представлено мало конкретной информации. В более ранних отчетах (по другим периодам) «АвтоВАЗ» фигурировал как убыточное предприятие, но при этом активно снижал размер убытка. Увеличение доли рынка (до 27%) и расширение модельного ряда говорят о постепенной стабилизации ситуации. По оценкам некоторых аналитиков, при благоприятных макроэкономических условиях «АвтоВАЗ» сможет выйти на операционную безубыточность в среднесрочной перспективе.
Группа ГАЗ и «Соллерс»: данные по другим периодам
Из открытых материалов известно, что группа ГАЗ и компания «Соллерс» в одном из предыдущих отчетных периодов (ранее, чем 2024 год) уже демонстрировали прибыль. Однако за сам 2024 год в публичном пространстве пока не было массового раскрытия их финансовых итогов по РСБУ или МСФО:
- Группа ГАЗ ранее отмечала чистую прибыль благодаря росту продаж коммерческих автомобилей семейства Next и оптимизации затрат.
- «Соллерс» связывал свою положительную динамику с развитием экспорта и увеличением ассортимента, а также с совместными проектами («Мазда-Соллерс», «Соллерс-Буссан»).
Для полноты сравнительного анализа за 2024 год потребовалось бы дождаться официальных годовых отчетов этих компаний. Тем не менее, исторически именно «ГАЗ» и «Соллерс» нередко показывали прибыль даже в сложные периоды благодаря относительно высокому спросу на легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили.
Юридические аспекты и возможные риски
С точки зрения корпоративного права и рисков, российские автопроизводители действуют в режиме повышенного внимания со стороны государства:
- Приобретение импортных комплектующих и технологии могут требовать специальных разрешений. На уровне законодательства и подзаконных актов (например, Постановление Правительства РФ о промышленных субсидиях) вводятся меры поддержки локального производства.
- Изменения в структуре акционеров (например, уход зарубежных инвесторов) формируют дополнительные правовые последствия в части управления и дивидендных выплат. Суды и органы контроля могут рассматривать такие сделки через призму «контролируемых сделок» (гл. 14.1 Налогового кодекса РФ).
- Повышение ставки налога на прибыль до 25% стало для «КамАЗа» одной из причин дополнительного роста налоговых отчислений и, соответственно, уменьшения чистой прибыли по МСФО.
Автоконцерны вынуждены учитывать и общие обязательства по соблюдению требований Федерального закона «Об акционерных обществах» (ФЗ №208), так как большая часть ведущих игроков организована именно в форме ПАО или АО. Невыполнение требований по регулярному раскрытию информации может повлечь административную ответственность.
Итоги и перспективы
- «КамАЗ» демонстрирует полярные результаты в зависимости от методологии учета (убыток по РСБУ и небольшую, но все же прибыль по МСФО), объясняя это эффектом реструктуризации, а также различиями в признании расходов и доходов.
- «АвтоВАЗ» в 2024 году не опубликовал детальные цифры чистой прибыли или убытка, но значительно нарастил производство и рынок сбыта. Данные тенденции дают основания полагать, что компания может быть близка к безубыточности в среднесрочной перспективе.
- Группа ГАЗ и «Соллерс» по итогам предыдущих периодов уже выходили в зону прибыли, однако отчетность конкретно за 2024 год в публичном поле не представлена. Их дальнейший успех во многом зависит от экспорта, госзаказов и способности своевременно адаптировать модельные ряды под потребности внутреннего рынка.
Российский автопром, несмотря на внешние шоки и внутренние ограничения, сохраняет потенциал к дальнейшему росту. Правительственные программы поддержки, инвестиции в импортозамещение и ввод в эксплуатацию новых производственных линий позволяют компаниям снижать операционные убытки и укреплять конкурентные позиции.
В целом, 2024 год для российского автопрома оказался неоднозначным. С одной стороны, зафиксирован рост продаж и локальная стабилизация производства. С другой — санкции и повышение стоимости капитала (рост процентных ставок) оказывают давление на финансовый результат. Юридические аспекты — в частности, необходимость соблюдения требований по раскрытию информации и исполнению обязательств перед кредиторами и контрагентами — дополняют комплекс факторов, влияющих на прибыльность предприятий. При сохранении позитивных трендов и стабильной макроэкономической ситуации отечественные автозаводы способны укрепить свое положение, постепенно снижая зависимость от импорта, повышая рентабельность и формируя устойчивую базу для экспорта.