Логотип Москвич: история, значение, эволюция

Логотип Москвич (2022-Наст. время)
Логотип Москвич (2022-Наст. время)

Эволюция эмблемы Москвич

Логотип КИМ (1930-1945)
1930-1945
Логотип ЗМА (1945-1950)
1945-1950
Логотип МЗМА (1950-1968)
1950-1968
Логотип АЗЛК (1968-1993)
1968-1987
Логотип АЗЛК (1987-1993)
1987-1993
Логотип Москвич (1993-2002)
1993-2002
Логотип Москвич (2022-Наст. время)
с 2022

Москвич: информация

Оригинальное названиеМосквич
Дата основания6 ноября 1930
Штаб-квартираМосква, Россия
Материнская компанияПравительство Москвы

Что означает название марки Москвич?

Московский автомобильный завод сменил за время своего существования много много названий. КИМ, ЗМА, МЗМА, АЗЛК, Москвич — все это одно и то же предприятие, производившее автомобили сначала в Советском Союзе, а затем и в России.

Название Москвич изначально использовалось не как наименование предприятия, а как название линейки автомобилей. Первая машина этой марки — Москвич-400 — была выпущена в 1946 году. С тех пор вся производимая на заводе продукция именовалась не иначе как Москвич.

С распадом Советского Союза брендинг и реклама стали иметь куда большее значение, поэтому относительно безликую аббревиатуру АЗЛК, которая в тот момент использовалась в качестве названия компании, сменили на звучное и знакомое потребителю название Москвич.

Значение логотипа Москвич

Сегодняшний логотип марки Москвич символизирует зубцы кремлевской стены — одного из главных символов российской столицы.

В рекламных материалах, печатной продукции и при оформлении дилерских центров обычно используется ярко-красный цвет эмблемы. При этом на автомобилях применяется немного другой логотип — хромированный и вписанный в классический горизонтальный овал.

Нередко используется и текстовая версия логотипа, отсылающая к советскому прошлому.

История логотипов Москвич

1930-1945

Логотип КИМ (1930-1945)
Логотип КИМ (1930-1945)

Предприятие начало свою работу 6 ноября 1930 года под названием «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала молодежи». Сокращенно — КИМ.

Шильдик был довольно простым. По сути, это был вертикальный щит с надписью «КИМ» в центре.

Логотип и название использовались до окончания войны, после чего предприятие было переименовано в «Завод малолитражных автомобилей» и соответствующим образом переоборудовано.

1945-1950

Логотип ЗМА (1945-1950)
Логотип ЗМА (1945-1950)

Переименованный завод получил сокращенное название ЗМА и довольно стильную обновленную эмблему в узнаваемом «сталинском» стиле.

Логотип имел вертикальную ориентацию, центром композиции служила красная кремлевская башня со звездой наверху. В основании башни лежала стилизованная буква «М» — решение, которое в различных вариациях останется в дизайне Москвича даже спустя десятилетия.

Этот знак размещался на радиаторной решетке начиная с автомобилей Москвич-400.

1950-1968

Логотип МЗМА (1950-1968)
Логотип МЗМА (1950-1968)

Достоверно отследить, в какой момент логотип ЗМА уступил место обновленной версии МЗМА, не представляется возможным. Предположительно, это произошло в конце сороковых или начале пятидесятых годов прошлого века.

Изменения соответствовали духу времени. Вертикальные логотипы тогда использовались все реже, в моду входили более компактные, как правило, щитообразные шильдики.

Основным элементом композиции осталась башня Кремля, но теперь по сторонам от нее видно зубцы кремлевской стены.

1968-1987

Логотип АЗЛК (1968-1987)
Логотип АЗЛК (1968-1987)

В октябре 1968 года в связи с 50-летим ВЛКСМ завод МЗМА был переименован в Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола — АЗЛК.

Новая аббревиатура перекочевала и на эмблему. При этом немного изменилась форма логотипа и его компоновка.

Шильдики тогда изготавливались, по сути, кустарными методами, единого стандарта не существовало, поэтому форма и дизайн эмблемы периодически трансформировались.

Логотип АЗЛК (1968-1987)
Логотип АЗЛК (1968-1987)

Единого стандартного шрифта также не существовало, надписи могли отличаться от автомобиля к автомобилю.

1987-1993

Логотип АЗЛК (1987-1993)
Логотип АЗЛК (1987-1993)

Сложная экономическая ситуация конца 80-х годов привела к отказу от многих декоративных элементов в советских автомобилях. Одним из таких элементов ожидаемо стала эмблема, на смену которой пришла обыкновенная текстовая выштамповка на радиаторной решетке.

Для автомобилей, поставляемых на экспорт, использовался аналогичный шильдик, но на латинице.

Экспортный логотип АЗЛК (1987-1993)
Экспортный логотип АЗЛК (1987-1993)

Такая маркировка автомобилей использовалась примерно до 1993 года, когда предприятие сменило название на Москвич.

1993-2002

Логотип Москвич (1993-2002)
Логотип Москвич (1993-2002)

В 1993 году вместе со сменой названия автопроизводитель перешел на использование нового фирменного знака. Эта эмблема — одновременно заглавная буква «М» и зубцы кремлевской стены.

Именно это лого использовалось на последних моделях «оригинального» Москвича — автомобилях «Святогор», «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Дуэт».

В 2002 Москвич перестал производить автомобили, а в 2010 он был признан банкротом. История отечественной марки прервалась.

с 2022

Логотип Москвич (2022-Наст. время)
Логотип Москвич (2022-Наст. время)

В 2022 году Москвич был возрожден правительством Москвы. Под этой маркой стали выпускаться китайские кроссоверы компании JAC, крупноузловая сборка которых была налажена в российской столице.

Новый логотип марки Москвич очень напоминает версию 1993 года, но он аккуратнее и современнее, его форма немного строже.

Помимо графической эмблемы, Москвич использует и текстовую версию, отсылающую на богатое советское прошлое.

Текстовый логотип Москвич (2022-Наст. время)
Текстовый логотип Москвич (2022-Наст. время)

Этот логотип также обычно изображается в ярко-красном цвете.

История марки Москвич

В 1930 году в Москве был построен завод для отверточной сборки американских автомобилей Ford A и Ford AA. Предприятие назвали в честь Коммунистического Интернационала молодежи — КИМ.

С 1933 года завод переключился на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

В 1939 предприятие стало самостоятельным и начало производство автомобилей КИМ-10. С началом Великой Отечественной войны завод был переориентирован на выпуск военной продукции.

После войны в стране появилась необходимость в выпуске малолитражных автомобилей. Предприятие КИМ было перестроено под новые задачи и переименовано сперва в Завод малолитражных автомобилей (ЗМА), а затем в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Именно в это время началась история знаменитой линейки автомобилей Москвич.

Самыми успешными в истории завода были вторая половина 1950-х и 1960-е годы. Модельный ряд завода обновлялся каждые несколько лет, производитель активно осваивал экспортные рынки и международные гоночные трассы. Более того, именно тогда на заводе впервые в стране начали выпускать автомобили в кузове «универсал».

В конце 1968 года предприятие переименовали в Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола — АЗЛК. В августе 1974 года с главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль, им стал «Москвич-412».

В начале семидесятых на пенсию ушли главный конструктор А. Ф. Андронов и главный художник завода Б. С. Иванов. Смена поколений привела к расширению творческой свободы для дизайнеров, однако дальше опытных образцов дело не пошло. Впрочем, уже к середине 1970-х на предприятие пришла команда управленцев с ЗИЛа, и свобода творчества была заметно «урезана».

К началу 90-х годов АЗЛК все еще оставался одним из самых значительных автомобилестроительных предприятий Советского Союза. Однако к началу XXI века стало ясно, что автомобиль «Святогор», на который была сделана основная ставка, морально устарел. К тому же использование импортных комплектующих сделало его производство убыточным. Завод Москвич стал дотационным, убытки становились все масштабнее, и в конце концов в 2003 году была запущена процедура банкротства.

В 2010 году предприятие и соответствующая автомобильная марка прекратили свое существование. До 2022 года цеха производили автомобили Рено для российского рынка.

16 мая 2022 года все активы завода перешли в собственность правительства Москвы. Тогда же было принято решение возродить легендарную марку. В ноябре того же года завод Москвич возобновил свою работу. Началось производство городского кроссовера «Москвич 3» — по сути, крупноузловая сборка перелицованного китайского автомобиля JAC JS4.

На данный момент линейка автомобилей Москвич включает в себя кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 8», электромобиль «Москвич 3е» и седан «Москвич 6». Все они основаны на моделях китайского концерна JAC.

Интересные факты

  • Москвич стал одним из первых массовых автомобильных брендов Советского Союза. Наиболее знаковыми моделями предприятия являются «Москвич-408», «Москвич-412» и «Москвич-2141».
  • Москвич был одной из первых советских марок, участвовавших в международных автоспортивных соревнованиях. В 1960-х и 1970-х годах автомобили Москвич принимали участие в ралли, включая известные гонки «Лондон — Сидней» и «Тур Европы». Их прочность и выносливость позволяли успешно конкурировать с западными брендами.
  • Многие модели Москвич, такие как «Москвич-412» и «Москвич-2140», сегодня считаются культовыми и востребованы среди коллекционеров. Благодаря своей исторической значимости и ностальгической ценности, восстановленные автомобили этой марки часто появляются на ретро-выставках и встречах автолюбителей.

Фотогалерея