Логотип Lada: история, значение, эволюция
Эволюция эмблемы Лада
Лада: информация
Оригинальное название | LADA |
Дата основания | 20 июля 1966 |
Штаб-квартира | Тольятти, Россия |
Материнская компания | АвтоВАЗ |
Что означает название марки Lada?
Название Lada (Лада) было выбрано специально для автомобилей Волжского автозаводa, чтобы подчеркнуть их доступность, практичность и связь с национальной культурой. Само слово «Лада» тесно связано со славянскими традициями и ассоциируется с образом ладьи (лодки), изображенной на логотипе марки.
Существует несколько версий происхождения названия. Согласно официальной версии, Лада отсылает к славянской богине красоты, любви и семейного благополучия, символизируя гармонию и удачу. Другая популярная версия гласит, что название выбрано из-за легкости произношения и благозвучности на разных языках, что было важно для экспорта автомобилей за рубеж.
В международной практике используется написание Lada, однако на внутреннем рынке автомобили чаще всего называют по-русски — Лада.
Значение логотипа Lada
Эмблема марки Lada представляет собой стилизованное изображение ладьи — традиционной славянской лодки. Этот символ связан с движением, свободой и новыми открытиями. Он был выбран для того, чтобы подчеркнуть динамичность и готовность автомобилей преодолевать любые препятствия на пути.
Первоначально ладья появилась на логотипе марки в 1970 году, почти сразу после основания завода. С тех пор она сохраняется практически неизменной, хотя и подвергалась некоторым стилистическим доработкам.
Помимо всего прочего, силуэт ладьи напоминает букву «В» — первую в аббревиатуре ВАЗ (Волжский автомобильный завод).
Современная эмблема марки Лада имеет лаконичный и минималистичный дизайн, выполненный в серебристых оттенках, отражающих надежность и современные технологии. Сам символ ладьи, несмотря на небольшие изменения в деталях, остается ключевым и узнаваемым элементом логотипа на протяжении всей истории бренда.
История логотипов Лада
1969-1970
Первый логотип ВАЗ появился на свет практически случайно. Дело в том, что в процессе запуска самого первого автомобиля предприятия — ВАЗ-2101 — о шильдиках благополучно забыли. В итоге FIAT поставил в Советский Союз решетки радиаторов, на которых вместо эмблемы было пустое место.
В результате было принято решение изготовить эмблемы, повторяющие по форме шильдик FIAT. Только вместо названия итальянской марки на них нанесли аббревиатуру «ВАЗ».
Это временное решение использовалось с 1969 по 1970 год.
1970-1974
Самая известная версия эмблемы ВАЗ появилась на свет в 1970 году. Это была ладья, стилизованная под букву «В» и расположенная в красном пятиугольнике.
Придумал эту эмблему конструктор-кузовщик Александр Декаленков. Как говорят, у себя на кухне в обычной школьной тетрадке. А финальную версию шильдика на основе его эскиза создал уже дизайнер Юрий Данилов.
Логотип применялся до 1974 года, но не всегда выглядел в точности так же. Например, была версия с надписью «ТОЛЬЯТТИ» внизу, а также более прямоугольная версия, у которой верхняя часть была шире, чем нижняя.
1974-1985
В 1974 году логотип окончательно стал прямоугольным. Именно таким его запомнили владельцы ВАЗ-2106.
Первые версии шильдика были сложными и дорогими в производстве. Такие эмблемы Жигулей содержали объемную хромированную ладью, такую же хромированную окантовку, а также фон, покрытый рубиновым лаком, сквозь который просвечивали объемные волны, создавая эффект плывущей по воде древнерусской ладьи.
1985-1993
Позднее с целью удешевления шильдик заметно упростили. От красного лака отказались, заменив его недорогой черной краской. В результате эффект волн благополучно пропал.
В девяностых эмблему еще и перестали делать хромированной. В экономически трудные годы это позволяло предприятию дополнительно сэкономить на относительно малозначительном и утилитарном элементе автомобиля.
1993-2002
К 1993 году Волжский автомобильный завод постепенно трансформировался в большое производственное объединение АвтоВАЗ. Стало понятно, что марка входит в новую эпоху, и ей нужен новый логотип, отвечающий духу времени. При этом важно было сохранить традиции завода и показать преемственность поколений. Так появилась овальная эмблема, ставшая основой современного бренда Lada.
Версия 1993 года изображалась в синем и серебристом цвете. Такая эмблема использовалась на машинах «десятого» семейства.
2002-2015
В 2002 году Lada провела легкий ребрендинг. Фирменный знак стал объемнее, а форма ладьи немного изменилась.
Эта эмблема также использовалась в синем и серебристом цветах, ее можно увидеть на решетках радиаторов моделей Priora, Kalina и Granta.
с 2015
В 2015 году известный британский автомобильный дизайнер Стив Маттин представил новую визуальную концепцию АвтоВАЗа, включающую в себя и осовремененный логотип.
Эмблема стала крупнее и объемнее, от цветной заливки отказались, сохранив в цветовой гамме лишь хром.
История марки Лада
История марки Лада началась с основания Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в городе Тольятти в 1966 году. Завод был построен при активном сотрудничестве с итальянским автоконцерном FIAT, и первым автомобилем, сошедшим с конвейера в апреле 1970 года, стала легендарная модель ВАЗ-2101.
Машины быстро завоевали огромную популярность благодаря доступной цене, простоте конструкции и надежности. Первоначально автомобили ВАЗ выпускались под брендом «Жигули». Предположительно, это название придумал дизайнер А. М. Черный. Когда же советские автомобили начали экспортироваться в другие страны, от названия «Жигули» отказались из-за созвучия со словом «жиголо» и сложности произношения.
В советский период наиболее успешными и массовыми моделями стали классические седаны и универсалы на базе ВАЗ-2101, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107, а также легендарный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива», выпущенный в 1977 году и ставший первым массовым компактным внедорожником с несущим кузовом.
После распада СССР Волжский автозавод пережил несколько этапов модернизации, постепенно адаптируясь к новым рыночным условиям. В 2000-е годы завод выпустил успешную линейку современных бюджетных моделей, таких как Lada Kalina, Lada Priora и Lada Granta, которые стали лидерами продаж на российском рынке.
В 2010-х годах началось стратегическое сотрудничество завода с альянсом Renault-Nissan, в результате которого появились новые модели, отвечающие международным стандартам качества и безопасности, такие как Lada Vesta и Lada XRAY. В мае 2022 года на фоне международных санкций завод был передан в управление ФГУП «НАМИ».
На сегодняшний день Lada — крупнейший автопроизводитель в Восточной Европе. Автомобили компании широко распространены не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья.
Интересные факты
- В советское время автомобили ВАЗ были самым популярным экспортным товаром СССР. Машины продавались в более чем 100 странах мира, включая Великобританию, Германию, Канаду и страны Латинской Америки.
- Модель ВАЗ-2101 («Копейка») стала самой массовой в истории советского автопрома. Всего было выпущено более 4,8 миллиона экземпляров, а сам автомобиль неоднократно признавался лучшим советским легковым автомобилем.
- Lada Niva (ВАЗ-2121) — первая в мире массовая модель компактного внедорожника с несущим кузовом. «Нива» экспортировалась в страны Европы и Америки и пользовалась спросом благодаря своим внедорожным качествам, простоте и доступной цене. Автомобиль до сих пор остается популярным в самых разных странах.
- Автомобили Lada неоднократно участвовали в международных ралли и автогонках. В частности, Lada Vesta WTCC успешно выступала в престижном чемпионате мира по кузовным гонкам (WTCC), завоевав несколько подиумов и побед.
- АвтоВАЗ является крупнейшим автозаводом в России и Восточной Европе. В лучшие годы завод выпускал более 700 тысяч автомобилей в год.
- Первая модель ВАЗа была построена на базе итальянского автомобиля FIAT 124, который в 1967 году был признан «Автомобилем года» в Европе. Советские инженеры значительно адаптировали модель к условиям СССР.
Фотогалерея





