Что такое стопорные кольца: виды, особенности, стандарты

Стопорными кольцами называются специальные детали, которые предназначены для фиксации различных элементов на валу или в технологических отверстиях. Эти изделия обычно применяют для крепления подшипников качения или других вращающихся узлов, тяг, рычагов и разнообразных осей. Их фиксация производится за счет наличия специальных канавок на корпусе вала: выступающая над поверхностью часть функционирует как плечо, надежно закрепляя необходимый элемент на положенном месте. В большинстве случаев стопорное кольцо на вал делается из нержавеющей проволоки, стали с повышенным содержанием углерода или меди с добавлением бериллия, поскольку эти металлы выдерживают высокие нагрузки и не покрываются коррозией.

Существует две разновидности стопорных колец:

  1. Внешние, которые позволяют фиксировать изделия на валу. Изготавливаются по ГОСТ 13942 от 1986 года, а также DIN 471.
  2. Внутренние, которые позволяют закрепить вращающиеся узлы в проеме. Они изготавливаются согласно ГОСТ 13943 от 1986 года, а также DIN 472.

Изделия, изготовленные по стандарту DIN, обычно более толстые, поэтому перед покупкой необходимо замерить толщину и диаметр канавки, в которую они будут монтироваться. Для дополнительной защиты от влаги и коррозии их покрывают цинком и кадмием, а также применяют технологии фосфатирования и химического оксидирования с промасливанием. Отметим, что по форме исполнения стопорное кольцо DIN 471 бывает DSH (стандартным) и DSR (тяжелым).

Как правильно выбрать

Конструктивно данный элемент представляет собой шайбу, разрезанную с одного края. Но существует разные типы стопорных колец: они могут быть с ушками для быстрой фиксации, эксцентрические, концентрические и пр.

Чтобы не ошибиться с выбором данного крепежного элемента, необходимо:

  1. Понять, какое сечение должно быть у элемента. Он может быть прямоугольным или круглым, изготовленным из ленты или проволоки.
  2. Что именно планируется фиксировать и каким образом. При креплении на вал используется стандарт DIN 471 или ГОСТ 13942, в отверстии – DIN 472 или ГОСТ 13943. Также учитывайте форму изделия: у них могут быть ушки, откосы, дополнительные отверстия и пр.
  3. Какой размер необходим. Обычно маркировка делается по диаметру (он соответствует диаметру посадочного места или отверстия, в которое устанавливается крепеж). Внешние устройства меряют по внутреннему диаметру, а внутренние – по внешнему. Размер самого изделия при этом немного больше, чтобы оно без проблем вставало на свое место.
  4. Из какого материала должно быть изготовлено стопорное кольцо на вал, какая марка стали подойдет для ваших целей. Тут все зависит от того, что именно будет фиксироваться и в каких условиях работает изделие. Большинство элементов выполняется из высокоуглеродистой стали класса 65Г, но их делают и из пружинных 60С2А или нержавейки 40х13.
  5. Какой тип покрытия необходим. В большинстве случаев применяется оксидирование путем промасливания, но есть и варианты исполнения с цинком или кадмием.

Данный тип крепления считается наиболее практичным и надежным. К его достоинствам относится быстрый монтаж, а также возможность беспроблемного снятия, экономия свободного пространства, низкая стоимость и высокая технологичность. Кольцо обеспечивает качественную фиксацию элементов. Его используют в автомобилестроении, в станкостроении и других отраслях производства.

Источник: сайт tbbs.ru