Карбюратор: что это такое?
Приготовление топливной смеси для бензинового двигателя внутреннего сгорания посредством карбюратора — это классика. Карбюратор предназначен для смешивания в нужной пропорции воздуха и бензина. Эта статья о том, как устроен карбюратор, каковы его плюсы и минусы.
История изобретения карбюратора
Первые автомобили (не считая паровых машин) ездили на светильном газе, получаемом из угля, позднее появились газогенераторные автомобили; на схожем принципе работают современные газобаллонные автомобили. Со временем дорогостоящий светильный газ в качестве топлива для ДВС заменили бензином, и для порционной подачи топливной смеси понадобился жиклер.
В 1877 году был изобретен ДВС с карбюратором распылительного типа, схожим с современными. Одно время для увеличения мощности двигателей карбюратором оснащался каждый цилиндр. Лишь в конце XX века, с развитием электроники, карбюратор стал снабжаться электронным контроллером, управлявшим клапанами карбюратора.
А затем появились системы с моновпрыском и инжекторы. Инжекторы оказались более ремонтопригодными, их диагностика осуществляется компьютерными методами, программа диагностики может устанавливаться на планшет или смартфон. Карбюраторы остались лишь на спецтехнике, где механические устройства оказались надежнее электронных.



Типы карбюраторов
Карбюраторы по конструкции делятся на 3 типа:
- Барботажный. Самый примитивный, в настоящее время не применяется. В бензобаке один патрубок сообщался с атмосферой и подводил воздух, другой отводил к цилиндрам смешавшийся с бензиновыми парами воздух, то есть топливную смесь.
- Мембранно-игольчатый. Простой в устройстве, для работы не нуждается в силе тяжести. Сложен в регулировке, применялся редко.
- Поплавковый. Самая удачная, надежная и удобная в регулировке конструкция, обеспечивает цилиндры топливной смесью высокого качества. Содержит 2 камеры: поплавковую и смесительную. Для дозировки смеси предусмотрены воздушный и топливные клапаны и жиклер.
Все сказанное ниже относится к двухкамерным карбюраторам самой распространенной конструкции с поплавковой и смесительной камерами, поплавком с запорной иглой, жиклером, распылителем, трубкой Вентури и дроссельной заслонкой.
Бензин по трубке поступает из топливного бака в поплавковую камеру, в которой стабильный уровень бензина поддерживается поплавком, всплывающим при повышении уровня топлива и перекрывающим его доступ и опускающимся при понижении уровня с открытием доступа.
Жиклер, располагающийся внизу поплавковой камеры, дозирует подачу топлива, подавая его в распылитель и далее в смесительную камеру, где готовится топливная смесь. Топливо распыляется в смесительной камере за счет создаваемого у распылителя разряжения, что обеспечивается диффузором.
Горючая смесь в карбюраторе может двигаться вниз, вверх и в сторону, это соответственно карбюраторы с нисходящим, восходящим и горизонтальным потоками. Наиболее удобны в регулировке карбюраторы с нисходящим потоком, они же и наиболее пригодны для мощных двигателей.
Самые первые карбюраторы, однокамерные, обслуживали одно- и двухцилиндровые двигатели. Двухкамерные появились при числе цилиндров свыше двух, они позволяли более эффективно распределять топливную смесь между цилиндрами, повысить коэффициент полезного действия двигателя, снизить расход топлива, а тем самым и вредные атмосферные выбросы. Наиболее подходящими двухкамерные карбюраторы оказались для двигателей с V-образным расположением цилиндров.
В данное время карбюраторы утратили свою актуальность. Их устройство оказывается слишком сложным, они требуют постоянной регулировки и чистки. В условиях меняющейся погоды карбюратор начинает «капризничать», зимой в нем может замерзнуть водный конденсат, а летом меняется состав топливной смеси за счет перегрева и испарения топлива.