Карбюратор: что это такое?

Приготовление топливной смеси для бензинового двигателя внутреннего сгорания посредством карбюратора — это классика. Карбюратор предназначен для смешивания в нужной пропорции воздуха и бензина. Эта статья о том, как устроен карбюратор, каковы его плюсы и минусы.

История изобретения карбюратора

Первые автомобили (не считая паровых машин) ездили на светильном газе, получаемом из угля, позднее появились газогенераторные автомобили; на схожем принципе работают современные газобаллонные автомобили. Со временем дорогостоящий светильный газ в качестве топлива для ДВС заменили бензином, и для порционной подачи топливной смеси понадобился жиклер.

В 1877 году был изобретен ДВС с карбюратором распылительного типа, схожим с современными. Одно время для увеличения мощности двигателей карбюратором оснащался каждый цилиндр. Лишь в конце XX века, с развитием электроники, карбюратор стал снабжаться электронным контроллером, управлявшим клапанами карбюратора.

А затем появились системы с моновпрыском и инжекторы. Инжекторы оказались более ремонтопригодными, их диагностика осуществляется компьютерными методами, программа диагностики может устанавливаться на планшет или смартфон. Карбюраторы остались лишь на спецтехнике, где механические устройства оказались надежнее электронных.

Карбюратор: что это такое

Типы карбюраторов

Карбюраторы по конструкции делятся на 3 типа:

  • Барботажный. Самый примитивный, в настоящее время не применяется. В бензобаке один патрубок сообщался с атмосферой и подводил воздух, другой отводил к цилиндрам смешавшийся с бензиновыми парами воздух, то есть топливную смесь.
  • Мембранно-игольчатый. Простой в устройстве, для работы не нуждается в силе тяжести. Сложен в регулировке, применялся редко.
  • Поплавковый. Самая удачная, надежная и удобная в регулировке конструкция, обеспечивает цилиндры топливной смесью высокого качества. Содержит 2 камеры: поплавковую и смесительную. Для дозировки смеси предусмотрены воздушный и топливные клапаны и жиклер.

Все сказанное ниже относится к двухкамерным карбюраторам самой распространенной конструкции с поплавковой и смесительной камерами, поплавком с запорной иглой, жиклером, распылителем, трубкой Вентури и дроссельной заслонкой.

Бензин по трубке поступает из топливного бака в поплавковую камеру, в которой стабильный уровень бензина поддерживается поплавком, всплывающим при повышении уровня топлива и перекрывающим его доступ и опускающимся при понижении уровня с открытием доступа.

Жиклер, располагающийся внизу поплавковой камеры, дозирует подачу топлива, подавая его в распылитель и далее в смесительную камеру, где готовится топливная смесь. Топливо распыляется в смесительной камере за счет создаваемого у распылителя разряжения, что обеспечивается диффузором.

Горючая смесь в карбюраторе может двигаться вниз, вверх и в сторону, это соответственно карбюраторы с нисходящим, восходящим и горизонтальным потоками. Наиболее удобны в регулировке карбюраторы с нисходящим потоком, они же и наиболее пригодны для мощных двигателей.

Самые первые карбюраторы, однокамерные, обслуживали одно- и двухцилиндровые двигатели. Двухкамерные появились при числе цилиндров свыше двух, они позволяли более эффективно распределять топливную смесь между цилиндрами, повысить коэффициент полезного действия двигателя, снизить расход топлива, а тем самым и вредные атмосферные выбросы. Наиболее подходящими двухкамерные карбюраторы оказались для двигателей с V-образным расположением цилиндров.

В данное время карбюраторы утратили свою актуальность. Их устройство оказывается слишком сложным, они требуют постоянной регулировки и чистки. В условиях меняющейся погоды карбюратор начинает «капризничать», зимой в нем может замерзнуть водный конденсат, а летом меняется состав топливной смеси за счет перегрева и испарения топлива.