Что такое стопорные кольца: виды, особенности, стандарты
Стопорными кольцами называются специальные детали, которые предназначены для фиксации различных элементов на валу или в технологических отверстиях. Эти изделия обычно применяют для крепления подшипников качения или других вращающихся узлов, тяг, рычагов и разнообразных осей. Их фиксация производится за счет наличия специальных канавок на корпусе вала: выступающая над поверхностью часть функционирует как плечо, надежно закрепляя необходимый элемент на положенном месте. В большинстве случаев стопорное кольцо на вал делается из нержавеющей проволоки, стали с повышенным содержанием углерода или меди с добавлением бериллия, поскольку эти металлы выдерживают высокие нагрузки и не покрываются коррозией.
Существует две разновидности стопорных колец:
- Внешние, которые позволяют фиксировать изделия на валу. Изготавливаются по ГОСТ 13942 от 1986 года, а также DIN 471.
- Внутренние, которые позволяют закрепить вращающиеся узлы в проеме. Они изготавливаются согласно ГОСТ 13943 от 1986 года, а также DIN 472.
Изделия, изготовленные по стандарту DIN, обычно более толстые, поэтому перед покупкой необходимо замерить толщину и диаметр канавки, в которую они будут монтироваться. Для дополнительной защиты от влаги и коррозии их покрывают цинком и кадмием, а также применяют технологии фосфатирования и химического оксидирования с промасливанием. Отметим, что по форме исполнения стопорное кольцо DIN 471 бывает DSH (стандартным) и DSR (тяжелым).
Как правильно выбрать
Конструктивно данный элемент представляет собой шайбу, разрезанную с одного края. Но существует разные типы стопорных колец: они могут быть с ушками для быстрой фиксации, эксцентрические, концентрические и пр.
Чтобы не ошибиться с выбором данного крепежного элемента, необходимо:
- Понять, какое сечение должно быть у элемента. Он может быть прямоугольным или круглым, изготовленным из ленты или проволоки.
- Что именно планируется фиксировать и каким образом. При креплении на вал используется стандарт DIN 471 или ГОСТ 13942, в отверстии – DIN 472 или ГОСТ 13943. Также учитывайте форму изделия: у них могут быть ушки, откосы, дополнительные отверстия и пр.
- Какой размер необходим. Обычно маркировка делается по диаметру (он соответствует диаметру посадочного места или отверстия, в которое устанавливается крепеж). Внешние устройства меряют по внутреннему диаметру, а внутренние – по внешнему. Размер самого изделия при этом немного больше, чтобы оно без проблем вставало на свое место.
- Из какого материала должно быть изготовлено стопорное кольцо на вал, какая марка стали подойдет для ваших целей. Тут все зависит от того, что именно будет фиксироваться и в каких условиях работает изделие. Большинство элементов выполняется из высокоуглеродистой стали класса 65Г, но их делают и из пружинных 60С2А или нержавейки 40х13.
- Какой тип покрытия необходим. В большинстве случаев применяется оксидирование путем промасливания, но есть и варианты исполнения с цинком или кадмием.
Данный тип крепления считается наиболее практичным и надежным. К его достоинствам относится быстрый монтаж, а также возможность беспроблемного снятия, экономия свободного пространства, низкая стоимость и высокая технологичность. Кольцо обеспечивает качественную фиксацию элементов. Его используют в автомобилестроении, в станкостроении и других отраслях производства.
Источник: сайт tbbs.ru