Что такое карданный вал?

Карданный вал (он же — карданная передача) передает крутящий момент от раздаточной коробки передач на колесные оси. Карданный вал выглядит как сварная труба без швов, которая размещена рядом с выхлопной системой заднеприводного или полноприводного автомобиля.

Карданный вал

Механизм назван в честь великого инженера Кардана, который его и придумал. В автопроизводстве же такой вал первым применил Луи Рено еще в конце XIX века. Дойдя до наших дней, конструкция карданной передачи значительно видоизменилась, но суть ее работы осталась прежней. Она все так же передает вращение на колесные оси.

Устройство карданного вала

Механизм кардана состоит из следующих элементов:

  • центральный вал (конструктивно это пустотелая труба из металла со шлицами и шарнирной вилкой);
  • промежуточные валы (их может быть один, два и более, они поддерживают основной вал);
  • крестовина кардана и наконечники с подшипниками (данные блоки отвечают за контроль углов наклона вращающихся валов);
  • подвесной подшипник (он стабилизирует и фиксирует вращение передачи);
  • вилки (скользящая и шарнирная, являются промежуточными соединительными элементами);
  • защитная муфта (эластичная деталь, смягчающая удары в процессе движения автомобиля);
  • уплотнители;
  • крепежи;
  • фланцы;
  • и так далее.


Несмотря на кажущуюся сложность, устройство карданного вала позволяет в случае возникшей неисправности осуществить ремонт, а не производить полную замену узла.

Виды карданных валов

На разных автомобилях устанавливаются карданные передачи различных типов. Традиционно валы классифицируют по количеству подшипников и по типу крепления.

Если говорить о подвесных подшипниках, то выделяют:

  • двухопорные валы (без подшипника);
  • трехопорные валы (один подшипник);
  • четырехопорные валы (два подшипника).

Трехопонрые валы являются наиболее распространенными на данный момент. Четырехопорные как правило применяются на крупных внедорожниках.

По типу крепления карданные валы бывают:

  • с крестовиной (устанавливаются на большинство заднеприводных автомобилей, в том числе отечественного производства);
  • рулевого механизма (с несколькими крестовинами);
  • со ШРУС — шарниром равных угловых скоростей (считаются наиболее долговечными и качественными).

Кроме того, следует отдельно выделить карданы:

  • сдвоенные (состоят из двух и более частей);
  • с эвольвентовыми шлицами (обладают повышенной износостойкостью и сроком службы).