Особенности подшипников и причины их выхода из строя
Подшипниковое устройство представляет собой техническую деталь, являющуюся частью опоры оси или вала. Такие устройства предназначены для работы в условиях осевых или радиальных мощностей. Деталь должна быть максимально прочной, чтобы удерживать шкив в пространстве и обеспечивать качественное вращение с минимумом потерь. Поэтому покупку лучше совершать в проверенных магазинах подшипников в Москве, поставляющих качественные запчасти, соответствующие стандартам качества.
Виды по типу трения
Можно выделить две основные группы деталей:
- Скольжения. В данном случае опорная часть вала проскальзывает по поверхности запчасти.
- Качения. Внутри конструкции таких деталей установлены роликовые элементы или шарики, располагающиеся между двумя кольцами. Их работа обеспечивает трение качения.
Элемент скольжения конструктивно представляет корпус, внутри которого предусмотрено цилиндрическое отверстие. Именно в него устанавливается втулка или вкладыш, выполненные из специальной антифрикционной стали. Непосредственно между отверстием втулки и валом есть специальный зазор, обеспечивающий прокручивание вала. Этот люфт необходимо заранее просчитать, чтобы подшипник вращался без заеданий.
Для элементов скольжения характерны следующие достоинства:
- возможность функционирования в условиях повышенной скорости вращения;
- невосприимчивость к воздействию влаги;
- возможность работы в условиях высоких ударных и вибрационных мощностей;
- такие детали являются экономичными при больших диаметрах валов;
- возможность использования в узлах и механизмах, где должны эксплуатироваться устройства с разъемным корпусом;
- возможность регулировки зазора, что позволяет обеспечить максимально точный монтаж геометрической оси шкива.
Что касается элементов качения, то они конструктивно включают в себя два кольца и сепараторы, предназначенные для отделения друг от друга тел качения. В некоторых агрегатах и узлах могут использоваться совмещенные опоры, позволяющие добиться более высокой жесткости и прочности. Для максимальной точности в деталях такого типа используется множество элементов качения, соответственно, их масса более высокая.
Для подшипников качения характерны следующие достоинства:
- минимальные потери на трение, если сравнивать с элементами скольжения, соответственно, это обеспечивает увеличенный КПД;
- небольшие габариты в осевом направлении;
- отсутствие сложностей с заменой устройства, а также с его техническим обслуживанием;
- минимальный расход смазки;
- более доступная цена, обусловленная массовым выпуском стандартных деталей;
- простота ремонта агрегата или механизма за счет взаимозаменяемости запчастей.
Основным недостатком таких изделий является ограниченное использование в узлах, для которых характерны высокие скорости и большие нагрузки. Подшипники качения требуют более точной установки.
Причины неисправности
Как правило, подшипники выходят из строя по таким причинам:
- неправильно организованный подвод смазочного вещества;
- затрудненное истечение смазки из устройства;
- недостаточная подача смазочного материала в период пуска агрегата и начала вращения подшипника;
- ошибки, допущенные при установке;
- низкое качество самой детали и ее комплектующих, которые приводят к ускоренному износу;
- неправильное распределение нагрузок на детали;
- работа устройства в условиях увеличенных кромочных нагрузок;
- минимальная жесткость устройства, которая приводит к его быстрому изнашиванию;
- неверная геометрия несущих поверхностей;
- окисление смазочного вещества в процессе использования;
- применение низкокачественного масла.
Эти проблемы приводят к перегреву деталей и их преждевременному износу. В процессе эксплуатации конструкция подшипника может дать трещину. На практике в многоопорных валах основными причинами поломки являются отклонения от соосности опор и маленькая жесткость корпуса.